\    Статьи   \    Дизельное топливо

Статьи

12
сентября
2012

Дизельное топливо

Дизельное топливо (солярка) является жидким продуктом переработки нефти, использующимся в качестве топлива в дизельных двигателях внутреннего сгорания. Как правило, под данным термином понимают топливо, которое получают путём переработки керосиново-газойлевых фракций прямой перегонки нефти.

Сфера применения

Основными потребителями топлива являются: грузовой автотранспорт, железнодорожный и водный транспорт, сельскохозяйственная и военная техника. Кроме того, в последнее время в число активных потребителей продукта стал входить легковой дизельный автотранспорт. Помимо дизельных двигателей, соляровое масло часто применяется как котельное топливо в закалочных жидкостях и смазочно-охлаждающих средствах, для пропитывания кож в кожевенном производстве, а также оно используется при термической и механической обработке металлов.

Основные характеристики

Различают следующие виды дизельного топлива:

  • дистиллятное маловязкое - используется для быстроходных двигателей;
  • высоковязкое (остаточное)- применяется в тихоходных двигателях (стационарных, судовых, тракторных и т.д).

В состав дистиллятного топлива входят гидроочищенные керосиново-газойлевые фракции прямой перегонки нефти, а на 1/5 часть оно состоит из газойлей коксования и каткрекинга. Вязкое топливо, используемое для тихоходных двигателей, представляет собой смесь керосиново-газойлевых фракций с мазутами. В среднем, теплота сгорания составляет 42624 кДж/кг, что соответствует 10180 ккал/кг.

Содержание воды и вязкость

Принято различать летнее и зимнее топливо. Основным отличием является температура предельной фильтруемости ASTM D 6371 и температуры застывания и помутнения ASTM D97, ASTM D2500, указанные в стандартах. Выпуск зимнего топлива обходится производителям дороже, чем летнего. Однако следует знать, что без предварительного подогрева использование летнего при температуре, например, 10 °C невозможно.

Ещё одна проблема товара заключается в повышенном содержании в нём воды. В процессе хранения дизтоплива вода отслаивается и собирается внизу, поскольку плотность его менее 1 кг/л. Образующиеся в магистрали водяные пробки способны полностью блокировать работу двигателя.

Требованиями межгосударственного стандарта ГОСТ 305-82 «Топливо дизельное. Технические условия» регламентируется кинематическая вязкость продукта. Для летних сортов топлива при 20 °C она составляет 3,0-6,0 сСт, для зимних сортов 1,8-5,0 сСт, а для арктических от 1,5 до 4,0 сСт. Данный норматив также предполагает отсутствие воды во всех марках данного продукта.

Воспламеняемость

Основным показателем дизельного топлива считается цетановое число (Л-45), характеризующее способность его воспламеняться в камере сгорания и равное объёму цетана, содержащегося в смеси с метилнафталином. В стандартных условиях ASTM D613 характеризуется одинаковой воспламеняемостью по сравнению с исследованным топливом. Для топлива температура вспышки, определяемая по ASTM D93, не должна превышать 70 °C, а температура перегонки, определяемая по ASTM D86, должна находиться в пределах 200-350 °C.

Содержание серы

В современных условиях, в рамках борьбы за экологическое равновесие в атмосфере, содержание серы в дизтопливе жёстко нормируется. Под серой в данном случае подразумеваются следующие сернистые соединения: тиофаны, тиофены, меркаптаны (R-SH), сульфиды (R-S-R), дисульфиды (R-S-S-R) и др., а не химический элемент сера как таковой (R – это углеводородный радикал).

Присутствие серы в лёгких нефтях Сибири должно быть в пределах 0,15 %. Для нефти Urals этот показатель равен 1,5 %, а для тяжёлой битуминозной нефти – 5-7%. Что касается остаточного топлива, то следует отметить, что содержание серы в нём не должно превышать 3%, а в судовом – 1 %.

В соответствии с последними нормативами, принятыми в штате Калифорния и европейских странах, допустимое содержание сернистых соединений в дизельном топливе не должно превышать 0,001 % (10 ppm). Однако снижение содержания серы, как правило, способствует уменьшению смазывающих свойств ДТ. По этой причине топливо с ультранизким содержанием серы необходимо в обязательном порядке использовать в сочетании с присадками. Согласно системе, принятой ООН, данный продукт имеет порядковый номер 1202 и относится к 3 классу.

Физические свойства

Летнее топливо имеет следующие технические характеристики:

  • плотность - не более 860 кг/м;
  • температура застывания – минус 5 °C;
  • температура вспышки - 62 °C.

Получают летнее ДТ посредством смешения гидроочищенных, прямогонных фракций, а также углеводородных фракций вторичного происхождения с температурой выкипания 180—360 °C. Повышение температуры конца выкипания провоцирует усиленное закоксовывание форсунок и приводит к дымности.

Характеристики зимнего топлива:

  • плотность - не выше 840 кг/м;
  • температура застывания – минус 35 °C;
  • температура вспышки - 40 °C.

Получается зимнее топливо путём смешения гидроочищенных, прямогонных фракций, а также вторичных углеводородных фракций с температурой выкипания от 180 до 340 °C. Кроме того, зимнее топливо можно получать из летнего, добавляя депрессорную присадку, снижающую температуру застывания ДТ. Однако подобный способ практически не отражается на температуре предельной фильтруемости. Кустарным методом в летнее дизтопливо добавляют до 20 % керосина КО или ТС-1, причём на эксплуатационные свойства это не влияет.

 

- Вы можете купить дизтопливо заказав по телефону +7 (812) 380-11-01